Cистема работы учителя информатики по развитию у одаренных учащихся инновационных компетентностей

Людмила Александровна Доброхотова, учитель информатики и ИКТ, заместитель директора по ИКТ

ЧОУ «СОШ «Личность», г. Новороссийск

Аннотация. В данной работе представлена система деятельности учителя информатики по развитию инновационных компетентностей одарённых учащихся через урочную и внеурочную деятельность, содержит описание опыта и материалы из педагогической практики работы преподавателя с одарёнными учениками.

  1. Научность. Анализ педагогической и методической литературы, изучение опыта учителей выявили, что в образовании в последние годы наиболее актуальными становятся понятия «инновации», «компетентностный подход», «ключевые компетенции», ИКТ-компетенции. В исследованиях Зимней И.А., Алексеевой О.Ф., Князева А.М. и др. концептуальные координаты компетентностного подхода обозначены достаточно отчетливо.
  2. Актуальность. Тема данной работы была выбрана в связи с широким вне­дрением и использованием инновационных технологий в учебный процесс. Эта тема особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС нового поколения.
  3. Инновационность. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Наша школа, работающая в экспериментальном режиме по формированию качеств деятельной личности у учащихся как субъектов учебной и исследовательской деятельности, в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способной ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда.

Работа с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

1. Работа  со способными и одаренными учащимися:

а) на уроках информатики и ИКТ;

б) во внеурочной деятельности.

2. Работа по повышению профессиональной компетентности педагога:

а) диагностика и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития;

б) создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми;

в) внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

г) сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями одарённых детей.

В урочной деятельности  важным является строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование планируемых результатов обучения, продуктивно организовывать деятельность учащихся на уроке.

  1. Технологичность. В этом аспекте значимая роль отводится использованию на различных этапах уроков современных образовательных технологий  (проблемная технология, проектная технология, технология критического мышления, ТРИЗ), а также педагогических приёмов, позволяющих формировать универсальные учебные действия.

Для развития мышления на уроках  информатики применяются стратегии текстовой деятельности:  «Идеал», «Инсерт», концептуальные таблицы, зигзаг, толстые и тонкие вопросы [3, стр.12]

При работе с одарёнными учащимися  используются задания повышенного уровня сложности. В каждом классе у ребят, увлеченных информатикой, есть особые папки, куда складывается дополнительный материал по каждой теме.

В начале его подбирает учитель, а затем ребята стараются сами  найти что-то интересное. Получаются интересный и объемный материал по каждому курсу информатики и ИКТ. Ребята используют эти папки не только при подготовке к урокам, но и к олимпиадам и конкурсам.

Опыт проведения интегрированных уроков   показывает, что такие уроки  являются продуктивной формой организации деятельности учащихся по освоению ими универсальных учебных действий, также  по обучению в контексте решения жизненных задач. Разработаны конспекты интегрированных уроков: информатика и английский язык (9 класс); информатика и биология (7 класс); информатика и математика (5 класс, 8 класс); информатика и география (6 класс).

О результативности урочной деятельности свидетельствует ежегодная позитивная динамика качества знаний и положительная  динамика сдачи  ГИА и ЕГЭ (средний балл результатов  выпускников школы «Личность» выше среднекраевого результата).

В ЧОУ «СОШ «Личность»  создана  и работает  «Малая  академия» - модульная  программа внеурочной деятельности через исследовательские модели обучения. Через внеурочную деятельность работа «Малой академии» позволяет решать поставленные перед школой задачи формирования у учащихся исследовательских компетенций. Профильные кафедры «Малой академии» разрабатывают 10-ти часовые развивающие курсы. В их основе - ориентация на активную познавательную и практическую деятельность учащихся.

В течение учебного года учащийся имеет возможность пройти три развивающих курса, которые проводятся 1ч в неделю в виде развивающего часа для учащихся 6-7 классов. Общая отличительная черта этого часа - добровольный выбор курса по интересам учащихся. Организация различных форм работы дает учащимся возможность проявить свои индивидуальные склонности [5], обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой деятельности работников определенных профессий. Поэтому перед началом каждого курса ученику предлагается выбор курса по принципу «Очень хочу», «Хочу», «Не очень хочу». Формируются группы сменного состава, которые в специально отведенное внеурочное время расходятся на занятия. Итогом занятий является групповой проект, он презентуется на заключительном общем представлении работ группами. В рамках «Малой академии» созданы факультативные курсы по углубленному изучению  предмета:

1. в начальной школе (2-4 классы); в 5–6 классах – Введение в робототехнику. Целью курса является знакомство учащихся с технологией автоматизированного управления, формирование базовых знаний по информатике, алгоритмизации, программированию, отдельным разделам физики, навыков проектной деятельности; развитие конструкторских способностей и активизация системного мышления, которое во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.

В процессе обучения ученики знакомятся с устройством и физическими принципами работы робота. Имеют возможность воспроизводить прототипы механизмов, исполняющих определенные функции, осваивать навыки работы с механизмами, заниматься программированием.

Важным системным компонентом учебно-воспитательного процесса является проектный метод, который используется совместно с предметным системным обучением, органично дополняя и обогащая его. Использование проектных методик позволяет строить наш курс на принципах проблемного и деятельностного подходов в образовании, личностно ориентированного обучения и коллективного взаимодействия.

В настоящее время робототехника в России является активно поддерживаемым направлением. Проводятся различные соревнования и олимпиады по робототехнике различного уровня, в том числе и региональные этапы международных соревнований роботов, по результатам которых лучшие проекты учащихся участвуют во всемирных соревнованиях. Поэтому одной из важных задач курса является подготовка учащихся к выступлениям на творческих конкурсах, выставках и конференциях.

 

2. в 7 – 8 классах  – факультативный курс по авторской программе «Основы языка программирования Паскаль»;

3. в 9 –11классах – «Олимпиадное программирование».

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одарёнными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.

В рамках часов, отводимых «примерной программой» в базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование, дается явно недостаточно времени, а школьники, которые проявляют интерес к данному вопросу, безусловно, есть.

Позитивно влияют на изучение программирования и олимпиады по информатике.

Для успешного выступления в олимпиадах требуется целенаправленная подготовка, которая должна обеспечить отличное владение языком программирования и умение быстро отлаживать программы (на всероссийской олимпиаде – 3 задачи за 5 часов) и знание основных алгоритмов и структур данных. В ходе подготовки решаются задачи по следующим темам: рекурсия, перебор, алгоритмы на графах и лабиринтах, сортировка, основы геометрии, динамическое программирование. Теоретические занятия сочетаются с практическими занятиями, требующими умения решать олимпиадные задачи по рассматриваемой тематике.

  1. Результативность. Результативностью данной системы можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по предмету. А также призовые места в олимпиадах различного уровней от муниципального до Всероссийского.

Почти каждый ребенок обладает теми или иными способностями. Раскрыть их, развить, создать все условия - это уже зависит во многом от школы и от учителя в частности.

 

Литература

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пос. для вуз. - М.: Академия, 2006. – 288с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. /Дж. О’Коннор, Иан Макдермотт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-256 с. 
  4. Окулов С.М., Лялин А.В. Ханойские башни. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. – 245 с. (Развитие интеллекта школьников).
  5. Савенков С.И. «Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / Художник Левина Л. И. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 352 с.: ил.